СТАРЫЙ НАЕЗДНИК — художественный фильм Бориса Барнета, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1940 году.
Сюжет фильма прост: старый наездник, переставший занимать первые места, отставлен от соревнований; из села к нему приезжает внучка; дед уезжает в село, где обнаруживается редкой резвости конь; наездник возвращается на ипподром — с новым рысаком и внучкой.
В фильме масса смешных эпизодов — как на ипподроме (два «жучка», охмуряющие в ресторане внучку старого наездника — сначала крупно выигравшие, а в конце — проигравшиеся «в ноль»), так и в селе (когда женщина-врач меняет свой автомобиль, на котором постоянно попадает в аварии, на рысака).
Ипподром в фильме показан роскошно: прекрасный ресторан, хорошо снятые сцены заездов, колоритная публика «околоипподромной жизни». Сложно сказать — первый это фильм в СССР, посвященный ипподрому, или нет — но снято всё с любовью и знанием дела.
ЛЮБУШКА — советский художественный фильм 1961 года режиссёра Владимира Каплуновского по повести Петра Ширяева «Внук Тальони».
В этой картине собран просто сонм наших кинозвёзд: О.Ефремов, Л.Куравлёв, О.Коберидзе, В.Заманский, Ю.Медведев, Е.Шутов, В.Владимирова, Н.Дорошина, Е.Евстигнеев.
Отступающие белоказаки отбирают у крестьянского мальчика Сёмки (Виктор Коваль) жеребца, а ставшую им ненужной клячу бросают у дороги. Кобыла так плохо выглядит, что отец Сёмки — Никита Лыков (Евгений Шутов) ждет темноты, чтобы привести её в село. Ветеринар, которому показывают лошадь, узнает в ней знаменитую орловскую кобылу по кличке Любушка. Лыковым удается её выходить, но в голодный 1921 год она погибает, оставив маленького жеребенка, которого назвали Внук Тальони.
Через три года Никита привозит жеребенка в Москву, где наездник Лутошкин (Олег Ефремов) и конюх Филипп Акимович (Евгений Евстигнеев) готовят его к бегам. В день соревнований Лутошкин вызывает Лыковых, чтобы они увидели, как сын Любушки — Внук Тальони — берёт главный приз.
БРАСЛЕТ II — советский художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1967 году режиссёрами Львом Цуцульковским и Михаилом Шамковичем по мотивам одноимённой повести Льва Брандта.
В годы гражданской войны ипподромный рысак — блестящий призовой боец и любимец публики Браслет-2 становится обыкновенной гужевой лошадью по кличке Злодей. После тяжелых испытаний, контузии и длительного лечения Браслет снова с триумфом выступил на скачках под своим прежним именем. Но эти бега оказались для него последними.
ИППОДРОМ — художественный фильм 1979 года. Детектив. Режиссёр Радомир Василевский. Снят по книге Николая Леонова «Явка с повинной».
На ипподроме произошло убийство старого наездника Логинова (Борис Сабуров). Убийца рассчитывает на то, что преступление останется нераскрытым. Расследование поручают молодому инспектору уголовного розыска Шатрову (Валерий Хромушкин). Он выясняет, что преступление совершил Крошин (Николай Пеньков), который сделал ставку против Логинова и проиграл, но собрать достаточно доказательств ему не удаётся. Задача детектива — заставить преступника признаться в своём злодеянии, и он с ней справляется: замученный совестью, Крошин является с повинной.
КРЕПЫШ — художественный фильм 1981 года. Режиссеры и авторы сценария Згуриди Александр Михайлович и Нана Георгиевна Клдиашвили.
Фильм о маленьких эпизодах из жизни знаменитого и легендарного рысака, о любви, доброте одних людей и подлости других. О благородных животных – лошадях, чье благородство столетиями традиционно отражалось на характере русской души. Сюжет фильма основан на подлинных фактах и событиях тех лет.
Прототипом героя Георгия Жжёнова – Максима Максимыча Шапошникова был Михаил Михайлович Шапшал, коневладелец. «..Он давно следил за Крепышом с тех пор, как случайно увидел его на Старой Башиловке, конюх бил и дёргал какую-то большую серую лошадь, упавшую на панель; автор подбежал, возмущённый жестоким обращением с лошадью, и тогда, остановив конюха, он услыхал от него, что лошадь зовут Крепышом, что ему три года, что он сын Громадного и стоит у наездника Яковлева…» («Крепыш — лошадь столетия» Шапшал М.М.)
РЫСАК — российский фильм-драма 2005 года по мотивам книги Петра Ширяева «Внук Тальони».
Царская Россия, 1916 год. История начинается с покупки породистой рысистой кобылы по кличке Лесть. Ее приобретает заводчик орловских рысаков по имени Аристарх, но не отдает ее сразу на бега… Проходит время и во времена гражданской войны, у одного крестьянского мальчишки армейцы отбирают лошадь и взамен дают ему больную лошадь. Этой лошадью была Лесть. Мальчику становится известно, что кобыла породистая, выхаживает ее, ухаживает за жеребёнком, и все это происходит в тяжелые голодные годы.
СКАЗАНИЯ О НЕБЕСНОМ КОНЕ — Документальный фильм про историю орловского рысака Пермского ипподрома. Вы увидите четырёхкратного дербиста Кипра, который побил в зимнем и летнем Дерби резвейщих американских и русских рысаков и серебряного Колорита, выигрывшего 26 призов и поставившего рекорд по количеству призовых денег.
В настоящее время Пермский ипподром прекратил свою деятельность. В 2010 году Пермский конный завод прекратил своё существование как государственное многоотраслевое предприятие. В современных условиях функционирует, как частный конный завод ООО «ППКЗ №9» и организует своё производство на арендованных площадях. Маточное поголовье завода перевезено в Рязанскую область, где продолжает функционировать, как Пермский конезавод №9 с тем же юридическим лицом.
ДЕД, ВАСИЛИЙ И КВАДРАТ — автор фильма Завильгельский Дмитрий.
Автор о фильме: авторская семейная история. Можно сказать, что это фильм про моего деда, про лошадь и про отношения человека и лошади. А можно и так — как лошадь повлияла на историю страны и мира. И всё будет правда, поскольку мой дед Завильгельский Борис Дмитриевич был директором Первого московского конного завода, на котором родился легендарный жеребец Квадрат и трудился не менее легендарный конюх дядя Вася.
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!